Полезная информация

Социальное рабочее место

Социальное рабочее место – рабочее место, создаваемое работодателем на договорной основе с центром занятости населения, для трудоустройства безработных с субсидированием их заработной платы. Создаваемые рабочие места не могут быть на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Безработные имеют право на:

  1. бесплатное получение от центров занятости населения:
    1. услуг по поиску подходящей работы и содействию в трудоустройстве, в том числе на активные меры содействия занятости;
    2. консультационных, информационных услуг и услуг по социальной профессиональной ориентации в целях выбора или изменения вида деятельности (профессии);
    3. сведений о себе, содержащихся в единой информационной базе рынка труда;
  2. социальные выплаты на случай потери работы, если он являлся участником системы обязательного социального страхования;
  3. адресную социальную помощь в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной адресной социальной помощи"
  4. обязательное социальное медицинское страхование.

Для участия на социальных рабочих местах безработным необходимо обратится в центр занятности населения для подачи заявления с приложением следующих документов:

  1. копии документа, удостоверяющего личность (для идентификации);
  2. копии документа, удостоверяющего личность (для идентификации);
  3. копии трудовой книжки (при наличии);
  4. копии документа об образовании (при наличии).

Для получения социальных выплат необходимо обратиться по месту жительства в Государственную Корпорацию «Правительство для граждан» и подать заявление с предоставлением следующих документов:

  1. документ, удостоверяющий личность;
  2. адресная справка (сведения о регистрации по постоянному месту жительства);
  3. справка из центра занятости населения о регистрации в качестве безработного;
  4. сведения о номере банковского счета;
  5. выписка из акта работодателя, подтверждающая расторжение трудовых отношений по основаниям, предусмотренным п/п 1), 2) и 3) п. 1 ст. 52 Трудового кодекса Республики Казахстан.

Также существует возможность подать заявление о назначении социальной выплаты посредством портала электронного правительства egov.kz – для этого Вам необходимо:

  1. получить ЭЦП (электронную цифровую подпись);
  2. авторизоваться и подать заявку с приложенными сведениями, необходимыми для назначения социальной выплаты.

Срок оказания услуги: 8 рабочих дней. Конечный результат оказания услуги: получение уведомления о назначении социальных выплат на случай потери работы либо обоснованный отказ в назначении социальной выплаты.

Профессиональное обучение

Профессиональное обучение проводится с учетом потребностей рынка труда по заявкам работодателей в организациях образования либо в учебных центрах работодателей, имеющих право на образовательную деятельность, в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области образования в пределах бюджетных средств.

Профессиональное обучение осуществляется по направлению центра занятости населения, если:

  1. невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации;
  2. необходимо изменить профессию (специальность), род занятий в связи с отсутствием работы, отвечающей профессиональным навыкам;
  3. утрачена способность к выполнению работы по имеющейся профессии.

Для получения социальных выплат необходимо обратиться по месту жительства в Государственную Корпорацию «Правительство для граждан» и подать заявление с предоставлением следующих документов:

  1. лиц, ищущих работу;
  2. безработных;
  3. работающих по трудовому договору.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение имеют:

  1. инвалиды;
  2. родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;
  3. безработные, состоящие на учете центра занятости населения свыше шести месяцев;
  4. лица, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;
  5. лица, освобожденные из мест лишения свободы и (или) прошедшие принудительное лечение.

Молодежная практика

Молодежная практика – вид трудовой деятельности, осуществляемый выпускниками организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, с целью приобретения первоначального опыта работы по полученной профессии (специальности).

Молодежная практика предназначена специально для безработных из числа выпускников организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования по полученной профессии (специальности), не старше двадцати девяти лет.

Молодежная практика организуется путем создания временных рабочих мест и имеет следующие особенности:

  1. молодежная практика предназначена специально для получения выпускниками первоначального опыта работы по полученной профессии (специальности) в течение 3 лет после завершения обучения в соответствии с Программой развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29.12.2016 г. № 919;
  2. оплата труда участников молодежной практики производится за счет средств республиканского или местного бюджетов, а также из источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан;
  3. количество рабочих мест не ограничено, работа носит временный характер и для ее организации не используются постоянные рабочие места и вакансии.

Для участия в молодежной практике необходимо обратиться в центр занятности населения для подачи заявления и предоставить следующие документы:

  1. копия документа, удостоверяющего личность;
  2. копия трудовой книжки (при наличии);
  3. копия документа, подтверждающего наличие технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования.

Общественные работы

Общественные работы – виды трудовой деятельности, организуемые центрами занятости населения, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность для обеспечения их временной занятостью. Общественные работы организуются центрами занятости населения по заявкам работодателей.

Для участия в социальных рабочих местах безработные подают в центры занятости населения заявление с приложением следующих документов:

  1. копии документа, удостоверяющего личность;
  2. копии трудовой книжки (при наличии);
  3. копии документа об образовании (при наличии)

Право на участие в общественных работах имеют:

  1. безработные;
  2. студенты и учащиеся старших классов общеобразовательных школ в период летних каникул;
  3. лица, не обеспеченные работой в связи с простоем.

Поддержка предпринимательских инициатив

Поддержка предпринимательских инициатив – оказывается безработным и самостоятельно занятым путем предоставления им мер государственной поддержки посредством обучения основам предпринимательства, оказания сервисных услуг по сопровождению проекта, микрокредитования на возвратной основе.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29.12.2016г. № 919 утверждены Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы (далее - Программа).

Проект «Бастау Бизнес» направлен на обучение участников Программы предпринимательским навыкам, в том числе принципам формирования сельскохозяйственных кооперативов, а также сопровождение их бизнес проектов.

Участниками программы являются безработные, независимо от регистрации в центрах занятности населения, и самозанятые, имеющие предпринимательский потенциал и проживающие в сельских населенных пунктах и районных центрах, с 2018 года проживающие в городах, в том числе моно и малых городах.

Участники программы, проходящие обучение основам предпринимательства по проекту «Бастау Бизнес», обеспечиваются стипендией в размере, установленном законодательством Республики Казахстан для студентов, обучающихся по государственному образовательному заказу в организациях технического и профессионального послесреднего образования.

Участники информируются о мерах финансовой поддержки предпринимательства.

Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» и региональные палаты предпринимателей являются оператором нефинансовой поддержки по проекту «Бастау Бизнес».

В целях информирования потенциальных участников действует специальный Call-центр на базе оператора нефинансовой поддержки.

Обучение основам предпринимательства по проекту «Бастау Бизнес» состоит из следующих этапов:

  1. тестирование;
  2. практическое обучение в группах по принципу бизнес-менторства и индивидуальное консультирование;
  3. подготовка к защите (презентации) бизнес - проекта;
  4. сопровождения в реализации бизнес - проекта сроком до 12 месяцев.

Процесс обучения в обязательном порядке включает в себя индивидуальные консультации, а также тренинги по навыкам публичного выступления в целях защиты проекта на предмет финансирования.

Объявление о наборе участников обучения и график проведения обучения подлежат размещению в средствах массовой информации и на интернет-ресурсе оператора нефинансовой поддержки.

Кредиты/микрокредиты предоставляются участникам Программы, реализующим или планирующим реализовать бизнес-проекты в сельских населенных пунктах, моногородах, малых городах и городах из средств республиканского бюджета и/или местных бюджетов.

Участниками Программы являются безработные, независимо от регистрации в центрах занятости населения, самозанятые, действующие и начинающие предприниматели с предпринимательским потенциалом, сельскохозяйственные кооперативы и их члены, не достигшие пенсионного возраста, установленного п. 1 ст. 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», крестьянские и фермерские хозяйства.

Обязательными условиями для получения кредита/микрокредита участником Программы являются его регистрация в налоговых органах в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и наличие направления центра занятости населения в микрофинансовые организации/кредитные товарищества/банки второго уровня/акционерное общество «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства», за исключением проектов, целями финансирования которых являются расширение и/или развитие деятельности действующих предпринимателей.

Претенденты напрямую либо через районные филиалы региональная палата предпринимателей «Атамекен»/акимов сельских округов и населенных пунктов обращаются в центры занятости населения для получения консультаций с приложением следующих документов:

  1. копии документа, удостоверяющего личность;
  2. копии документа об обучении основам предпринимательства (удостоверение, свидетельство, сертификат) при наличии.

Кредиты/микрокредиты предоставляются:

  1. в сельских населенных пунктах (вне зависимости от их административной подчиненности) и малых городах для открытия микробизнеса, расширения существующего бизнеса, создания сельскохозяйственных кооперативов;
  2. в городах, моногородах (кроме малых городов) для создания новых микропредприятий, расширения существующего бизнеса.

Кредиты/микрокредиты для открытия микробизнеса выдаются после защиты бизнес-проектов в рамках прохождения курсов обучения основам предпринимательства в рамках проекта «Бастау Бизнес» или основ предпринимательства в рамках первого направления Программы либо при наличии сертификата о прохождении курсов обучения основам предпринимательства в рамках других программ в течение последних 24 месяцев с даты получения сертификата, предшествующих дате обращения за кредитом/микрокредитом.

Кредиты/микрокредиты для расширения существующего бизнеса и (или) развития деятельности сельскохозяйственных кооперативов предоставляются при условии создания новых постоянных рабочих мест.

Гарантирование микрокредитов в городах и на селе

Гарантия предоставляется только по микрокредитам, выдаваемым микрофинансовыми организациями/кредитными товариществами/банками второго уровня с 1 января 2017 года на:

  1. открытие микробизнеса, расширение существующего бизнеса, создание кооперативов в сельских населенных пунктах (вне зависимости от их административной подчиненности) и малых городах.
  2. создание новых микропредприятий, расширение существующего бизнеса в городах.

Гарантирование микрокредитов, выдаваемых в сельских населенных пунктах и малых городах, осуществляется АО «КазАгроГарант», в городах – АО «ФРП «Даму».

Бюджетные субсидии для занятия животноводством

Бюджетные субсидии (далее - субсидии) выплачиваются за счет и в пределах средств и мероприятий, предусмотренных в местном бюджете на соответствующий финансовый год товаропроизводителям и иным физическим и юридическим лицам согласно следующей приоритетности направлений:

  1. на развитие племенного животноводства;
  2. на повышение продуктивности и качества продукции животноводства.

Ежегодно Отдел сельского хозяйства соответствующего района, города областного значения в срок не позднее пяти календарных дней до начала приема заявок размещает на интернет-ресурсе акимата района, города областного значения объявление о начале приема заявок для субсидирования. Прием заявок начинается с 20 января. Необходимым условием получения субсидий товаропроизводителями, физическими и юридическими лицами являются соответствие критериям и требованиям, указанным в нормативном правовом акте, на момент подачи заявки на получение субсидий.

Субсидии выплачиваются:

  1. за голову маточного поголовья крупного рогатого скота, вовлеченного в селекционную и племенную работу - по базовому нормативу субсидий и за голову маточного поголовья крупного рогатого скота фактический получившего приплод, с учетом показателя выхода приплода – по дополнительному нормативу субсидий;
  2. за голову маточного поголовья овец, коз, маралов и за пчелосемью, вовлеченную в селекционную и племенную работу;
  3. за голову приобретенного племенного животного и племенного суточного молодняка птиц мясного и яичного направлений родительской/прародительской формы;
  4. за голову фактически искусственно осемененного маточного поголовья крупного рогатого скота и овец;
  5. за голову племенного быка-производителя, используемого в воспроизводстве стада;
  6. за голову бычка и ягненка, реализованного на убой или на откормочные площадки (от 1 000 скотомест) или переработанного на мясоперерабатывающих предприятиях, убойных пунктах или убойных площадках с холодильным оборудованием, имеющих учетные номера;
  7. за килограмм мяса птицы, свинины, конины, верблюжатины реализованной или переработанной на мясоперерабатывающих предприятиях, убойных пунктах, имеющих учетные номера и за килограмм молока, тонкой и полутонкой шерсти, реализованной или переработанной на предприятиях (цехах) переработки, имеющих учетные номера;
  8. за единицу реализованного пищевого яйца;
  9. за тонну реализованного комбикорма;
  10. за килограмм мяса говядины, полученной на мясокомбинатах, занимающихся забоем и первичной переработкой мяса крупного рогатого скота.